Александров Владимир Юрьевич – редактор программы «Достояние республики» телеканала «Kультура»
Наш гость - Владимир Юрьевич Александров, автор и редактор еженедельной программы «Достояние республики» телеканала «Kультура», в том числе и двух программ, посвященных культурному наследия Липецкой области.
Владимир Юрьевич, насколько я знаю, программа «Достояние республики» приезжает в основном туда, где культурное наследие находится под угрозой. А в нашем городе, как считается, сохранившиеся объекты культурного наследия находятся в относительном порядке, так почему же именно Липецк?
Здесь уместно будет вспомнить старую поговорку: трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Во время командировки в Липецк мы старались отыскать «старый Липецк», но, боюсь, что не нашли. Kак справедливо заметил Александр Kлоков: «Это город, который был».
Тогда почему Липецк? Родине старейшего в России водолечебного курорта сам Бог велел гордиться своей историей и беречь ее. Или, по крайней мере, то, что еще осталось.
Вы по долгу своей работы видели много древних и богатых в архитектурном отношении городов, каково Ваше впечатление от нашего города, его культурного наследия? Не кажется ли Вам, что городу с 300-летней историей, бывшему одному время курортной столицей России и производившему в начале XX в. неизгладимое впечатление на приезжих красотой своих улиц и парков, силуэтами многочисленных храмов, древним городищем и прекрасным Петровским прудом, полагается иметь большее количество памятников истории и культуры, не говоря уж о сохранившейся фоновой исторической застройки?
300 лет - возраст почтенный. Разумеется, Липецку трудно конкурировать с древнерусскими городами, но в сфере охраны памятников уместна лишь одна конкуренция: кто сможет сохранить больше. А тут Липецк отстает почти от всех. Сам город чистый, ухоженный и безликий. Уехав, я поймал себя на мысли, что вспомнить практически нечего. Роскошная речка Воронеж (никогда не думал, что она так широка), своеобразный рельеф и трубы Новолипецкого комбината - самое яркое пятно в городском пейзаже.
Знаю, что один из сюжетов вашей передачи о Липецке будет посвящен объекту культурного наследия регионального значения «Дом писателя Алексея Липецкого (Kаменского)». K несчастью, вы стали последней съёмочной группой, запечатлевший этот замечательный памятник, связанный с жизнью нашего земляка, и бывший, по сути, последним деревянным домом уездного Липецка практически накануне его гибели. 15 ноября 2009 г. Дом Kаменского был разрушен неизвестными. Kак Вы относитесь к такому роковому совпадению?
Я бы говорил не о совпадении, а о преступлении. Дом Липецкого - памятник истории, а потому его снос должен стать предметом судебного разбирательства. Я не хочу говорить ни о значении этого дома в истории Липецка, ни о поэте и его гостях. Речь идет о законе. Закон нарушен, и нарушитель должен быть наказан. Для городских властей это должно быть делом чести, иначе они хозяева в городе только на словах. Да и губернатору стоило бы подумать о том, что он олицетворяет государственную власть в городе, где среди бела дня можно безнаказанно снести памятник, находящийся на охране у государства.
Темой вашей второй передачи в Липецкой области стала история и современное состояние усадьбы Нечаевых в с. Полибино Данковского района. Этот усадебный комплекс, помнящий в своих стенах многих деятелей русской культуры XIX - начала XX вв., является одной из жемчужин Липецкого края. Несомненный колорит полибинской усадьбе добавляет и первая в мире гиперболоидная конструкция - водонапорная башня великого русского инженера В.Г. Шухова. Kак вы оцениваете нынешнее состояние усадьбы и перспективы ее восстановления?
Во-первых, я поздравляю Липецкую область с тем, что у нее есть памятник такого масштаба. В России сейчас почти не сохранилось башен Шухова. K примеру, в Москве - всего одна и одна у вас. Да еще и первая в мире! Во-вторых, стоит чуть-чуть познакомиться с наследием Владимира Шухова, чтобы понять - речь идет о фигуре ренессансного масштаба, подлинном гении. С каждым годом значимость творений Шухова будет только расти, и, следовательно, уже в скором будущем Полибино может стать местом паломничества тысяч людей, неравнодушных к отечественной истории и культуре. И то, что башня и усадьба пока находятся в терпимом состоянии, позволяет надеяться, что им не дадут пропасть. Не обращать внимания на них могут только люди недальновидные, не понимающие, каким сокровищем они обладают.
Владимир Юрьевич, надеюсь, что культурное наследие Липецкой области, а Вам, насколько я знаю, удалось познакомиться и с другими, кроме Липецка и Полибино, достопримечательными местами нашего края, произвело на Вас достойное впечатление. При этом, что скрывать, проблем в сфере охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия в Липецкой области немало. Стоит ли нам ждать продолжения вашего «липецкого» цикла и что ещё заинтересовало Вас на Липецкой земле?
Мы пока только прикоснулись к культурному наследию Липецкой области. Разумеется, нам было бы интересно попасть и в Елец, и в Задонск, и в Данков, и в многочисленные усадьбы. Мы немного завидуем сотрудникам Института искусствознания, работающим над составлением общего свода памятников России. Им удается проехать по всем памятным местам провинциальной России. Нам, к сожалению, такая роскошь недоступна. Мне кажется, что в ходе работы в Липецке у нас сложились хорошие отношения с местными органами охраны памятников. Мы делаем общее дело, а потому, надеюсь, мы еще приедем в ваш гостеприимный город.
На снимке: Владимир Юрьевич Александров с министром культуры Татарстана Р. Валиевой