Новости20.02.2009 Госдирекция закончила работу над изготовлением паспортов на ряд объектов культурного наследия Липецкой области Одна из самых значимых работ в этом ряду - паспорт усадебного комплекса в с. Борки Тербунского района, ставшего широко известным благодаря главному зданию в формах средневекового замка и владельцу - великому князю Андрею Владимировичу Романову. Как известно, работа над паспортом объекта культурного наследия, сопряженная с длительной и порой многотрудной работой в различных архивах, музеях, библиотеках и частных собраниях, помогает не только существенно уточнить историю памятника, но и порой открыть его прошлое с самой неожиданной стороны. К примеру, в фондах Государственного архива Российской Федерации в Москве был обнаружен альбом с фотографиями усадебного комплекса в с. Борки начала XX в. Фотографии были сделаны во время покупки этого имения в 1901 г. двоюродным братом императора Николая II великим князем Андреем Владимировичем у дворян Офросимовых. Бывший в то время главный усадебный деревянный дом и другие деревянные постройки имения Офросимовых до наших дней не сохранились. Находящийся же в настоящее время в с. Борки усадебного комплекса строились уже новым владельцем - великим князем Андреем Владимировичем. Так выяснилось, что архитектором знаменитого «замка» в Борках был известный зодчий Александр Иванович фон Гоген. В 1900-е гг. он являлся старшиной Санкт-Петербургского общества архитекторов и членом совета редакции журнала «Зодчий», много проектировал, в том числе главный дом Нижегородской ярмарки, здание страхового общества «Россия» в Москве, комплекс зданий Николаевской академии Генерального штаба в Петербурге, дворец Кшесинской и др. Находка проекта А.И. фон Гогена для в.к. Андрея Владимировича помогла выяснить, что борковский «замок-дворец» на самом деле задумывался как хозяйственный двор имения, который должен был представлять собой в плане прямоугольное сооружение с конюшнями, столовой для рабочих, помещениями для обслуги, внутренним двором и въездными воротами. Сегодня эти ворота заложены камнем, однако хорошо читаются на фасаде «замка». Возможно, что в процессе воплощения проекта в жизнь в него были внесены некоторые изменения и в здании добавились жилые помещения, но то, что сохранившееся здание «замка» никогда не выполняло функцию главного жилого дома усадебного комплекса теперь стало совершенно очевидно. Почему же весь хозяйственный двор, запроектированный в форме каре так, и не был построен до конца, остаётся пока загадкой. Возможно, у великого князя просто не хватило средств на столь масштабную и экстравагантную постройку в такие непростые времена как начало бурного XX столетия. Сам в.к. Андрей Владимирович здесь не жил и жить, по всей видимости, не собирался, хотя и не раз бывал в Борках лично. К тому же в 1906 г. имение было выставлено на торги. После революции в усадьбе размещался детский дом, а в октябре 1925 г. в здании была организована школа крестьянской молодежи. С 1956 по 1999 гг. в усадебных постройках размещалась борковская средняя школа. В 2007 г. усадебный комплекс приобрёл в собственность агрохолдинг «Сельхозинвест», по заказу которого сейчас заканчивается разработка проекта его реставрации. Паспорт на объект культурного наследия «Дом связи» в г. Липецке помог уточнить историю формирования Коммунальной площади, которая началась в 1930-х гг. Это была первая административная площадь советского периода, на которой построены два здания: Дом связи и Государственный банк. Коммунальная площадь занимала восточную часть бывшей площади Ново-Базарной, в центре которой находилась Троицкая церковь. В 1931 г. храм был снесён, а его кирпич частично использовался в строительстве Дома связи. Постепенно были снесены торговые корпуса на Ново-Базарной площади. В 1936 г. горисполком Липецка вынес постановление о строительстве на месте Троицкого храма стадиона. Построенный к этому времени Дом связи оказался у восточной ограды стадиона. Дом связи состоял из двух корпусов. Блок почты начал строиться в 1931 г., а примыкающий к нему жилой Дом связи начал строиться в 1933 г. Заказчиком строительства выступало Управление связи Воронежской области, исполнителем строительных работ - Липецкая стройконтора городского коммунального отдела. Заканчивала работы стройконтора Управления связи. В соответствии с техническим паспортом на Дом связи, здание сдано в эксплуатацию в 1935 г. В здании располагалась почта, телеграф и районный отдел связи. Часть помещений занимала ГТС и заочный техникум связи. С 1960 г. по настоящее время часть помещений занимает «Липецкий областной радиотелевизионный передающий центр», другая часть здания находится в пользовании ОАО «ЦентрТелеком» Объект культурного наследия «Дом Серебряковых» в Чаплыгине - яркий пример застройки провинциального усадебного города. Работа над изготовлением паспорта дала следующую информацию: здание построено во второй половине XIX в. Название «Дом Серебряковых» условное, так как в начале ХХ в. дом принадлежал мещанину Серебрякову. Поиски сведений о владельце здания помогли установить, что Сергей Акимович Серебряков был гласным Раненбургской городской думы (1911-1914), членом Раненбургского общества попечения о бедных, частным поверенный окружного суда, имеющим собственный дом на улице Козловской (ныне ул. Советской). Дом его использовался не только под собственное жильё, но и под аптекарский магазин Александры Петровны Лебедевой. На открытке г. Раненбурга 1902 г. видно, что «Дом Серебряковых» (здание на углу улиц Советской и Горького) в это время было одноэтажным. Выяснилось, что второй деревянный этаж был надстроен перед Первой Мировой войной. С 1920-х гг. и по настоящее время в здании размещаются санитарно-эпидемиологические службы города. Часть первого этажа до начала 1970-х гг. использовалась под аптеку. Так, каждый паспорт на объект культурного наследия, составленный специалистами Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, становится вкладом в дело исследования истории и культуры нашего края. Всего же за 2008 г. Госдирекцией изготовлено 15 паспортов на объекты культурного наследия. И в настоящее время данная работа продолжается... |