Версия для слабовидящих
 
Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области

Новости

04.05.2009

Конференция в Тамбове

Конференция в Тамбове

ПАМЯТНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ

АРХИТЕКТУРЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.

К объектам культурного наследия Липецкой области относятся 52 памятника железнодорожной архитектуры, из них один памятник имеет федеральное значение, 10 - региональное и 41 памятник относится к выявленным объектам культурного наследия.

Данные памятники располагаются в 9 населенных пунктах Липецкой области и большинство из них входят в архитектурный комплекс железнодорожных станций. Наиболее крупный железнодорожный комплекс (22 памятника) сохранился в поселке Лев-Толстой на ст. Астапово.

Архитектурный комплекс станции начал формировался в 1889 г., когда был утвержден проектный план станции Астапово Рязанско-Козловской железной дороги. К 1910 г. были построены: одноэтажное деревянное и примыкающее к нему двухэтажное кирпичное здания вокзала, две линии жилых зданий с казенными квартирами для служащих станции, водонапорная башня, железнодорожное училище и церковь-школа при нем, паровозное депо, мастерские, пакгаузы и т. д. Благоустроена территория станции: замощены улицы и подъезды, разбит небольшой парк, устроена оранжерея.

В целом станция Астапово сохранила свой исторический облик, что несомненно важно для её мемориального значения, как места, связанного с последними днями жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Одноэтажный пристанционный дом, в котором 7 ноября 1910 г. скончался Л.Н. Толстой, является объектом культурного наследия федерального значения. В настоящее время здесь располагается филиал Государственного музея Л.Н.Толстого.

К концу XIX в. крупным узловым железнодорожным центром становится Елец.

Через Елец проходили Орловско-Грязинская (1868-1870) и Елец-Валуйская (1897) линии Юго-Восточной железной дороги, Лебедянь-Елецкая ветка (1892) Рязанско-Уральской железной дороги и Елец-Узловая ветка (1874) Сызрано-Вяземской железной дороги.

В Ельце под охраной государства состоят 12 памятников железнодорожной архитектуры, 8 из которых относятся к станции Елец Сызрано-Вяземской железной дороги. Комплекс, состоящий из здания пассажирского вокзала, пакгаузов, ряда деревянных домов для казенных квартир служащих станции, в целом хорошо сохранился. Именно на эту станцию из Ефремова в 1917 г. приехал начинающий литератор К. Г. Паустовский специально для того, чтобы познакомиться с бунинским Ельцом, а затем описал её в главе "Иван Бунин" повести "Золотая роза".

Рядом со станцией Елец Сызрано-Вяземской железной дороги на пассажирской платформе в слободе Лучок в 1878 г. было построено небольшое кирпичное здание вокзала.

Через реку Быстрая Сосна, в юго-восточной окраине города находилась станция Елец-главный. По описанию современников: «Кроме пассажирского вокзала на станции расположен целый ряд сооружений, как-то: 10 жилых домов, 7 построек, занятых I-м техническим железнодорожным училищем имени Императора Александра II, пять зданий паровозных и вагонных мастерских, столовая для рабочих, товарная контора, контора службы движения, санитарная казарма, две товарные крытые платформы, баня, кузницы, пять складов материальной службы, три паровозных здания на 62 паровоза и т. п.».

Из всего комплекса станции сохранились и состоят на охране государства: пассажирский вокзал, депо и техническое железнодорожное училище.

Пассажирское здание вокзала, построенное в 1899 г., соответствовало станции 2 класса и было общим для всех линий железных дорог. В нач. XX в. на станцию ежедневно прибывало 18 пассажирских поездов. В годы Гражданской и Великой Отечественной войн здание сильно пострадало, но было восстановлено.

К ярким памятникам железнодорожной архитектуры относится первое в России железнодорожное училище (Техническое железнодорожное училище им. Императора Александра П), учрежденное в Ельце в 1869 г. на средства известного железнодорожного деятеля С.С. Полякова. В училище готовились специалисты для железной дороги: машинисты, телеграфисты, дорожные мастера и др., здесь учились дети из 33 губерний России. Численность учащихся в разные годы составляла от 90 до 200 человек. Большое внимание в обучении уделялось практическим работам в мастерских, депо, дистанции пути и на телеграфе. Воспитанники, специализирующиеся по механическому отделу, должны были наездить по управлению паровозом не менее 2500 верст: 1500 - на товарных и 1000 - на пассажирских поездах.

В 1891 г. училище было передано безвозмездно сыном учредителя Д.С. Поляковым ведомству Министерства путей сообщения.

От комплекса зданий училища (главный корпус с домовым храмом Александра Невского, учебные мастерские, общежитие, баня, дома для начальника и преподавателей) сохранились - главный корпус и  учебные мастерские. В настоящее время на охране государства состоит только главный корпус, как памятник истории «Здание первого в России железнодорожного училища».

Со строительством в 1868-1871 гг. железнодорожных линий Елец-Грязи, Козлов-Воронеж, Грязи-Царицын, железнодорожным центром становится станция Грязи. На охране государства здесь находится один памятник - пассажирский вокзал на ст. Грязи-Воронежские.

Проект вокзала был разработан техническим исполнительным комитетом железных дорог Министерства путей сообщения в 1879 г. Первоначально он был возвращен императором Александром II на доработку с резолюцией: «Башни на оконечностях здания слишком высоки». После доработки «проект устройства означенных башен», выполненный инженером министерства путей сообщения Журавским, был «Высочайше одобрен». [7] В 1883 г. вокзал на ст. Грязи был построен. В ряде дореволюционных изданий он называется одним из лучших пассажирских зданий в России. В здании нового вокзала располагались просторный двусветный зал с зеркальными простенками для пассажиров первого и второго класса, отдельно зал для пассажиров третьего класса, буфет, почта, телеграф, парикмахерская, книжный и газетный шкафы, киоск для страхования от несчастных случаев на железных дорогах, киоск для продажи мелких вещей, необходимых в пути. К протяженным фасадам вокзала по всей длине примыкал дебаркадер.

Со станции Грязи отправлялись поезда в 4-х направлениях. По воспоминаниям современников «пассажирская сутолока не прекращается на вокзале ни на минуту в сутки. Здесь вы встретите в каждую данную минуту представителя того многомиллионного конгломерата «племен наречий, состояний», именуемого «матушка Русь».

В разное время на Грязинском вокзале бывали писатели Г.И. Успенский, М. Горький, И.А. Бунин (в Грязях проживала его сестра Мария Алексеевна, бывшая замужем за машинистом Ласкаржевским).

Среди памятников железнодорожной архитектуры Липецкой области на учете государства состоят комплекс железнодорожной станции Тербуны  (5 памятников) созданный в 1897 г. на линии Елец-Валуйки, комплексы железнодорожных станций Плавица (5 памятников) и Хворостянка (4 памятника) построенные в 1869 г. при проведении ветки Грязи-Борисоглебск, и расположенный на этой же ветке дом начальника станции Добринка. В 1888-1889 гг. ночным сторожем на ст. Добринка работал будущий известный писатель Максим Горький, посвятивший этому периоду своей жизни рассказ "Сторож". На охране государства находятся так же вокзал и водонапорная башня на станции Раненбург (г. Чаплыгин) построенные в 1890 г. обществом Рязано-Козловской железной дороги.

Памятники железнодорожной архитектуры - это образцы строительного мастерства эпохи бурного железнодорожного строительства последней трети XIX в. - нач. XX вв., повлиявшего на экономическое развитие региона и страны в целом. Многие памятники связаны с именами выдающихся людей и имеют мемориальное значение.

Памятники железнодорожной архитектуры являются важной составной частью культурного наследия страны и нуждаются в сохранении, исследовании и восстановлении.

Артамонов Игорь Георгиевич. Официальный сайт врио главы администрации Липецкой области

Памятники архитектуры Липецкой области

Бессмертный полк России

Портал культурного наследия России

сайт администрации Липецкой области

Российское военно-историческое общество

Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ

сайт города Лебедянь