Версия для слабовидящих
 
Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области

Новости

09.06.2009

Конференция в Костроме

Конференция в Костроме

Парламентский форум «Историко-культурное наследие России» состоялся 31 мая - 1 июня 2009 г. в г. Костроме. В его работе участвовали представители Совета Федерации и Государственной думы РФ, министерства культуры и Росохранкультуры, представители региональных органов законодательной и исполнительной власти, специалисты в области охраны и сохранения объектов культурного наследия. От Липецкой области в работе форума приняли участие депутат Липецкого областного Совета депутатов Илья Анатольевич Сахаров и начальник ГУК «Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области» Андрей Анатольевич Найдёнов.

Главное, на чем акцентировали внимание участники форума - это катастрофическое состояние объектов культурного наследия в России, большая часть из которых требует больших капитальных вложений, но сегодня в бюджете нет денег не только на текущий или капитальный ремонт, но даже на аварийные первоочередные реставрационные работы.

Участники форума приняли резолюцию, которую мы, ввиду её важности, приводим полностью: «Участники парламентского форума, представляющие регионы Российской Федерации Центрального федерального округа, всесторонне рассмотрев проблемы сохранения историко-культурного наследия России, отмечают следующее.

Культурное наследие - один из важнейших ресурсов, определяющих вектор дальнейшего социально-экономического и социально-культурного развития России. Оно имеет фундаментальное значение и составляет основу духовного и интеллектуального потенциала страны. На базе эффективного использования историко-культурного наследия происходит развитие личности и формирование новых поколений. Велика роль культурного наследия в воспитательной сфере. В осознании истории и культуры страны лежит важный аспект патриотической мотивации, нравственного воспитания подрастающего поколения, чувства любви к Родине и уважения к своей национальной культуре и культуре других народов.

Историко-культурное наследие позволяет ощутить единство культурного пространства Российской Федерации и одновременно выявить самобытность каждого проживающего в ней народа. В современную эпоху глобализации не только экономических, но и социальных процессов именно бережное отношение к наследию и традициям позволит сохранить уникальность многонациональной культуры Российской Федерации

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 406 функциями по сохранению историко-культурного наследия Российской Федерации наделено Министерство культуры Российской Федерации.

Осуществление государственного контроля и надзора за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации возложено на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Участники форума отмечают, что в настоящее время федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления активизировали свою деятельность в направлении реализации Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Вместе с тем, процессы разработки и утверждения программ сохранения историко-культурного наследия, а также необходимых для реализации Закона нормативных правовых актов неоправданно затянулись. Это вызывает большую обеспокоенность у специалистов и общественности, так как нынешнее состояние объектов культурного наследия может рассматриваться как критическое. Происходит устойчивое сокращение культурного богатства нашей страны. По различным оценкам состояние от 50 до 70 процентов находящихся на государственной охране памятников историй и культуры характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения.

Помимо непосредственного разрушения памятников, происходящих в результате природных или антропогенных воздействий, следует выделить проблему нерегулируемых застроек исторических городов и территорий и зон охраны многих ценнейших памятников. Это приводит к гибели либо самих памятников, либо окружающего их ландшафта. Значительными по своему масштабу являются разрушения археологических памятников. Большая их часть подвергается прессу антропогенных нагрузок, связанных с промышленным и жилищным строительством, прокладкой дорог, нефтепроводов. Особую опасность представляют грабительские раскопки, а также частное строительство, интенсивно ведущееся сейчас во многих регионах.

Эксперты и исследователи, занимающиеся проблемами сохранения наследия, констатируют о том, что за последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников. Ежегодные утраты составляют 150-200 памятников, и этот показатель практически не снижается. Специалисты отмечают, что катастрофическое положение в охране памятников истории и культуры неизбежно приведет к невосполнимым утратам ценнейшего культурного наследия народов Российской Федерации. В числе наиболее распространенных нарушений можно назвать несоблюдение установленных правил и режимов в зонах охраны объектов культурного наследия, а также прямые разрушения объектов культурного наследия с целью последующего использования освобождаемой территории под новое строительство.

Особое значение в сохранении наследия играют исторические населенные пункты. В Российской Федерации 539 таких поселений (среди них не только города, но и 108 поселков городского типа и сельских поселений), которые относятся к историческим поселениям. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки.

В России на государственную охрану поставлены не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. Кроме того, в настоящее время насчитывается более 140 музеев-заповедников и музеев-усадеб, организованных на базе недвижимых памятников и мест, связанных с историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Вместе с тем, правовой статус музеев-заповедников и историко-культурных территорий до настоящего времени не урегулирован.

В числе наиболее распространенных проблемных ситуаций остается визуальное нарушение ландшафтов территории памятников и зон их охраны, и нерегламентированная застройка. В качестве самых серьезных причин ухудшения состояния памятников специалистами признается отсутствие эффективных пользователей памятников и особенно их бесхозное состояние. Наиболее губительно эта причина сказывается на сохранности объектов культурного наследия в регионах Русского Севера.

Для многих регионов страны характерно одновременное проявление многих факторов антропогенного и экологического риска, зачастую взаимно усиливающих друг друга. Положение в охране памятников истории и культуры еще более усугубляется негативной ситуацией сложившейся в сфере реставрации.

Главной проблемой здесь является хронический недостаток средств на проведение не только текущих, но и аварийных ремонтных и реставрационных работ. По оценке специалистов, можно утверждать, что объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет примерно 30% от уровня 1989-1990 гг. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается. Это связано, с одной стороны, с выявлением большого числа новых памятников истории и культуры, с другой - повышенным вниманием к историческим и культурным корням и постоянным отставанием масштабов развития реставрационной деятельности от потребностей. Заявки регионов в настоящее время более чем в 30 раз превышают реальное финансирование реставрационной деятельности Министерством культуры Российской Федерации.

Кроме того, следует подчеркнуть, что даже запланированные на эти работы средства часто не выделяются из-за затруднений с наполнением бюджета. В результате этого сфера реставрации лишилась многих специалистов, утрачены навыки производства ряда сложных реставрационных работ.

Одним из наиболее актуальных направлений в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации является реализация органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, а также части полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

В соответствии с положениями статьи 9.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданные полномочия должны осуществляться с 1 января 2008 года.

Вместе с тем для реализации положений статей 9.1, 9.2 Закона, касающихся разграничения полномочий по охране объектов культурного наследия, необходимо принятие государственных решений, обеспечивающих максимальную его действенность:

- утверждение Правительством Российской Федерации перечней объектов культурного наследия, полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране которых, сохраняются за Российской Федерацией;

- утверждение Правительством Российской Федерации методики расчета объема средств, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий;

- финансирование осуществления переданных полномочий в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций;

- создание (определение) в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации органа, уполномоченного на осуществление переданных полномочий.

К сожалению, до настоящего времени ни один из указанных нормативно-правовых актов Правительством Российской Федерации не утвержден, средства на осуществление переданных полномочий в виде субвенций из федерального бюджета в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" не предусмотрены. Указанные факты являются существенным препятствием на пути к формированию уполномоченных органов охраны памятников в субъектах Российской Федерации и фактическому исполнению ими полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участники парламентского форума считают одной из приоритетных и перспективных задач - составление полного свода объектов культурного наследия. Она решена практически всеми развитыми странами, и только начинает реализовываться в Российской Федерации. Должны быть подготовлены и профинансированы новые экспедиции и исследовательские работы по инвентаризации памятников истории и культуры. Необходимо также реализовать программы изданий региональных списков свода памятников и формирование электронной базы данных с использованием современных технологий, позволяющих усовершенствовать процессы сохранения и управления памятниками истории и культуры.

Участники парламентского форума «Историко-культурное наследие России», подчеркивая важность и актуальность обсужденных на форуме проблем сохранения наследия; признавая необходимость их решения на основе объединения усилий и ответственности органов государственной власти Российской Федерации всех уровней, контроля и координации своей деятельности, развития государственно-частного партнёрства в области сохранения культурного наследия, считают целесообразным направить итоговые документы форума Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, а также РЕКОМЕНДУЮТ: Федеральному Собранию Российской Федерации:

В законодательной деятельности определить в качестве приоритетной работу над следующими законопроектами: новым базовым законом о культуре в Российской Федерации. Указанный закон должен быть нацелен на дальнейшее формирование единого культурного пространства России, создание чётко разграниченной вертикали управления и регулирования в отраслях культуры на всех уровнях, регламентацию деятельности в области культуры, а также сохранение и развитие историко-культурного наследия.

Считать принципиально важными для нового закона разделы, которые будут касаться прав и свобод человека и гражданина в области культуры, будут раскрывать полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в том числе, в сфере охраны историко-культурного наследия.

Считать необходимым отражение в законе положений, связанных с участием объектов культуры в экономике страны, в формировании человеческого капитала и образа жизни граждан Российской Федерации.

Новый закон должен послужить стимулом для законодательного регулирования таких сфер культурной деятельности, как меценатство, благотворительность, доверительное управление в сфере культуры, краеведение и др. Также в законе необходимо предусмотреть конкретные меры государственной поддержки людей творческих профессий, а также реставраторов, музейных работников, библиотекарей и архивистов;

- о внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 163864-5);

- о внесении изменения в статью 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части установления срока утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов культурного наследия федерального значения, передаваемых в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (№ 178107-5);

- о внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части регламентации размещения рекламных конструкций для каждого вида объекта культурного наследия (памятника, ансамбля и достопримечательного места), на их территориях и на территориях зон охраны объектов наследия (№ 195157-5);

- о внесении  изменений  в Федеральный закон  «О народных художественных промыслах» (в части усиления мер государственной поддержки народных художественных промыслов и повышения эффективности их использования (№ 142183-5).

Правительству Российской Федерации: рассмотреть вопросы сохранения историко-культурного наследия Российской Федерации на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, имея в виду разработать и утвердить комплексную программу «Культурное наследие народов Российской Федерации» на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

в целях совершенствования правового обеспечения охраны историко-культурного наследия народов Российской Федерации разработать в приоритетном порядке ряд нормативных правовых актов:

- о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения;

- о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения;

- о выдаче разрешений на право проведения работ определённого вида на объекте археологического наследия;

- о согласовании с федеральным органом охраны объектов культурного наследия  градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований;

- о порядке направления в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО федеральным органом, наделенным полномочиями по охране объектов культурного наследия, предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия.

Министерству культуры Российской Федерации: в соответствии с полномочиями в максимально короткие сроки подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- в связи с разработкой проекта федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности» ускорить подготовку предложений, отражающих особенности передачи имущества, относящегося в музейным предметам и коллекциям, архивным документам, входящим в состав Музейного фонда Российской Федерации и (или) Архивного фонда Российской Федерации;

- провести инвентаризацию пообъектного состава памятников истории и культуры федерального значения;

- активизировать работу по согласованию перечней объектов культурного наследия, необходимых для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.

- рассмотреть вопрос об издании Государственного доклада о состоянии и наследия народов Российский Федерации (по примеру ежегодного Государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации);

- рассматривать вопросы обеспечения формирования историко-культурного каркаса страны в качестве важнейшей стратегической задачи сохранения культурного наследия. Подобный каркас должен выглядеть как система особо охраняемых историко-культурных территорий Российской Федерации, имеющих особое значение для сохранения ее культуры» и национальной самобытности;

- предусмотреть в рамках составления программ сохранения и использования наследия конкретные направления совместной деятельности органов управления культуры и туризма по вопросам популяризации, использования объектов культурного наследия, возможностей исторических поселений и достопримечательных мест в целях развития туризма, отдыха, творчества и просвещения;

- продолжить формирование Свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, оказывая им всестороннюю государственную поддержку. Необходимо чёткое определение правовой базы развития данного типа объектов и обеспечение их реального функционирования как общенациональных культурных и методических центров сохранения и использования культурного наследия;

- продолжить работы по включению российских объектов наследия и историко-культурных территорий в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, предусмотрев экономическое и законодательное обеспечение их деятельности на территории Российской Федерации.

Министерству экономического развития Российской Федерации: совместно с Министерством культуры Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ускорить работу по формированию перечней объектов культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского значения) до 27 декабря 1991 года.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- в целях сохранения объектов культурного наследия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 принять необходимые меры по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия;

- продолжить работу по созданию в структуре исполнительной власти субъектов Российской Федерации специально уполномоченных органов, осуществляющих переданные полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия».

Артамонов Игорь Георгиевич. Официальный сайт врио главы администрации Липецкой области

Памятники архитектуры Липецкой области

Бессмертный полк России

Портал культурного наследия России

сайт администрации Липецкой области

Российское военно-историческое общество

Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ

сайт города Лебедянь