Версия для слабовидящих
 
Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области

Новости

11.11.2009

Резолюция

Резолюция

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия совместно с правительством Свердловской области проводила с 15 по 18 сентября 2009 г. в городах Екатеринбург и Нижний Тагил Свердловской области VIII Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры. По результатам участниками Съезда, среди которых были и представители управления культуры и искусства Липецкой области и Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, была принята следующая Резолюция:

РЕЗОЛЮЦИЯ

VIII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры

г. Екатеринбург  17 сентября 2009 г.

Участники VIII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (далее - Съезд), представляющие Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, органы исполнительной власти 66 субъектов Российской Федерации, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, специализированные научно-исследовательские, научно-проектные и производственные организации, отмечают, что за период, прошедший с VII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (г. Вологда, август 2008 г.), произошли позитивные изменения в области государственной охраны объектов культурного наследия:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд , предусматривающие возможность размещения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказа на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта;

приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации :

Правительством Российской Федерации изданы:

постановление от 23 мая 2009 г. № 441 О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства ;

постановление от 15 июля 2009 г. № 569 Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе ;

распоряжение от 1 июня 2009 г. № 759-р об утверждении перечня объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой;

Министерством культуры Российской Федерации издан:

приказ от 16 марта 2009 г. № 113 О мерах по совершенствованию организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия ;

Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия изданы:

приказ от 3 февраля 2009 г. № 15 Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (зарегистрирован в Минюсте России 4 мая 2009 г. № 13871);

приказ от 27 февраля № 37 Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России 27 апреля 2009 г. № 13843);

приказ от 27 февраля 2009 г. № 38 Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия (зарегистрирован в Минюсте России 27 апреля 2009 г. № 13844);

приказ от 7 августа № 142 Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения (зарегистрирован в Минюсте России
3 сентября 2009 г. № 14700);

разработан проект методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, и предусмотрены соответствующие средства в проекте федерального бюджета на 2010 год;

в 68 субъектах Российской Федерации определены органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

Вместе с тем, участники Съезда отмечают необходимость дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в части внесения изменений в Федеральный закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации , издания методических документов, а также совершенствования взаимодействия Росохранкультуры и ее территориальных органов с органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации.

Обсудив обозначенные проблемы, участники Съезда решили:

1. В связи с внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 163864-5 О внесении изменений в Федеральный закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации признать необходимым при дальнейшем рассмотрении его доработку в части:

а) уточнения понятийного аппарата;

б) определения полного перечня и конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

в) уточнения статуса региональных органов охраны объектов культурного наследия и их места в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) совершенствования порядка учета объектов культурного наследия, формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, определения правового статуса паспорта объекта культурного наследия как документа государственного учета;

д) определения порядка утверждения предмета охраны объекта культурного наследия и выявленного объекта культурного наследия, режимов содержания и границ территорий указанных объектов, а также уточнения правового статуса охранных обязательств собственника объекта культурного наследия и пользователя указанным объектом;

е) уточнения порядка организации и проведения мероприятий по государственной охране, изучению и сохранению объектов археологического наследия с выделением данной проблематики в отдельную специальную главу;

ж) урегулирования процедуры перемещения объекта культурного наследия;

з) уточнения правового положения исторических поселений и механизмов правового регулирования градостроительной деятельности на их территориях;

и) внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях устранения правовых коллизий с Федеральным законом Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации , в том числе в части уточнения понятия реставрации объектов культурного наследия по отношению к понятиям реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;

к) сохранения лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия и упрощения порядка приостановления и прекращения действия лицензий в качестве меры воздействия в отношении недобросовестных исполнителей реставрационных работ;

л) сохранения существующего порядка разработки, согласования и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также существующего порядка исключения памятников из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации только на основании акта Правительства Российской Федерации;

м) уточнения целей и объектов проведения государственной историко-культурной экспертизы, а также расширения перечня решений органов государственной власти, принимаемых в области градостроительной и архитектурной деятельности, для обоснования которых необходимо проведение такой экспертизы;

н) установления порядка разграничения собственности на объекты археологического наследия, а также объекты культурного наследия, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации ;

о) дополнения пункта 4 статьи 13 Федерального закона Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации положением о том, что Российская Федерация вправе за счет средств федерального бюджета принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и государственной охране объектов культурного наследия регионального и местного значения.

2. Считать необходимым внесение дополнений в Kодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

в часть 1 статьи 4.5 с целью увеличения до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

в часть 2 статьи 7.2 с целью установления административных штрафов за уничтожение или повреждение  информационных надписей и обозначений, установленных на объекты культурного наследия и на их территориях.

3. Считать необоснованным исключение в подпункте 15 пункта 2
статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации из состава ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), археологических работ в зоне расположения памятников истории и культуры, работ по производству специальных реставрационных, консервационных конструкций и материалов, а также деятельности по контролю за качеством проводимых работ. Считать необходимым внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Считать необходимым внесение изменений в Федеральный закон от
26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля , предусматривающих специфику проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении объектов культурного наследия.

5. Считать необходимым внесение изменений в Федеральный закон от
21 июля 2005 г. № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части совершенствования механизмов финансирования и проведения конкурсных процедур при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

6. Считать целесообразным внесение дополнения в статью 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ О концессионных соглашениях в части отнесения к объектам концессионного соглашения недвижимого имущества, входящего в состав объектов культурного наследия.

7. Считать необходимым скорейшее принятие федерального закона
О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия , подписанной в городе Валлетта 16 января 1992 г. заместителем Министра культуры Российской Федерации В.П.Деминым от имени Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 1992 г. № 69-р.

8. Считать необходимым включение в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следующих показателей:

доля объектов культурного наследия, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, в общем количестве объектов культурного наследия (процентов);

доля объектов культурного наследия, отреставрированных и находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия (процентов);

доля объектов культурного наследия, в отношении которых в установленном порядке оформлена вся необходимая правоустанавливающая, градостроительная и охранная документация, в общем количестве объектов культурного наследия (процентов).

9. Обратить внимание высших должностных лиц субъектов Российской Федерации на необходимость скорейшего принятия исчерпывающих мер по реализации статьи 9.1 Федерального закона Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации , прежде всего в части формирования в системе органов исполнительной власти полноценного уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия.

10. Обратить внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость скорейшей разработки и утверждения зон охраны объектов культурного наследия, а также обеспечения деятельности региональных органов охраны объектов культурного наследия по разработке и утверждению предметов охраны памятников истории и культуры, режимов содержания и границ их территорий.

11. Одобрить решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации 27 мая 2009 г. об установлении почетного звания Заслуженный реставратор Российской Федерации и поддержать инициативу направления проекта соответствующего указа Президенту Российской Федерации.  

12. Одобрить предложение Росохранкультуры о подготовке развернутого и подробного комментария к Федеральному закону Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации в целях унификации правоприменительной практики и упорядочения деятельности всех органов охраны объектов культурного наследия.

13. Одобрить предложение Росохранкультуры о подготовке в 2010 году совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры и другими общественным организациями государственного доклада о состоянии сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации с целью объективного и всестороннего отражения всех актуальных проблем, рекомендациями по устранению системных недостатков и предложениями по совершенствованию существующего положения.

14. Участники Съезда рекомендуют Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

а) учесть при доработке проекта федерального закона № 163864-5 О внесении изменений в Федеральный закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации предложения, указанные в пункте 1 настоящей резолюции;

б) принять при внесении Правительством Российской Федерации проект федерального закона О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия , подписанной в городе Валлетта 16 января 1992 г. заместителем Министра культуры Российской Федерации В.П.Деминым от имени Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 1992 г. № 69-р;

в) поддержать проекты федеральных законов, указанные в пунктах 2, 3, 4, 5 и 6 настоящей резолюции, в том числе рассмотреть возможность их внесения и принятия в порядке законодательной инициативы.

15. Участники Съезда рекомендуют Правительству Российской Федерации:

а) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия , подписанной в городе Валлетта 16 января 1992 г. заместителем Министра культуры Российской Федерации В.П.Деминым от имени Российской Федерации в соответствии
с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 1992 г.
№ 69-р;

б) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, указанные в пунктах 2, 3, 4, 5 и 6 настоящей резолюции;

в) включить в утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 138 типовое концессионное соглашение в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, пункты, предусматривающие обязанность концессионера соблюдать требования, установленные законодательством об объектах культурного наследия, по аналогии с типовыми концессионными соглашениями, утвержденными ранее постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 671 и 673, от 5 декабря 2006 г.
№ 744, 745, 746 и 747, от 22 декабря 2006 г. № 791, от 9 февраля 2007 г. № 90;

г) утвердить список исторических поселений и порядок согласования с Росохранкультурой разрабатываемых для исторических поселений проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны;

д) возложить на Росохранкультуру полномочия по определению перечня и состава работ по сохранению объектов культурного наследия;

е) определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения о перемещении объекта культурного наследия.

16. Участники Съезда рекомендуют Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об одобрении и внесении на ратификацию Европейской конвенции об охране археологического наследия, подписанной в городе Валлетта 16 января 1992 г. заместителем Министра культуры Российской Федерации В.П.Деминым от имени Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
14 января 1992 г. № 69-р.

17. Участники Съезда рекомендуют Министерству культуры Российской Федерации:

а) разработать и внести в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указанные в  пунктах 2, 3, 4, 5 и 6 настоящей резолюции, для их последующего внесения в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

б) направить в Министерство иностранных дел Российской Федерации проект федерального закона О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия и необходимые документы и материалы для последующего представления в Правительство Российской Федерации предложений об одобрении и внесении указанной конвенции на ратификацию;

в) утвердить в ближайшее время положение о порядке аттестации экспертов, которые могут привлекаться к проведению государственной историко-культурной экспертизы;

г) включить в план мероприятий по реализации федеральной целевой программы Kультура России (2006 - 2011 гг.) на 2010 год:

разработку для последующего утверждения Росохранкультурой проектов актов об утверждении предметов охраны отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой, режимов содержания и границ территорий указанных объектов;

разработку для последующего утверждения органами охраны объектов культурного наследия проектов актов об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия, находящихся в оперативном управлении федеральных учреждений культуры, режимов содержания и границ территорий указанных объектов;

разработку реставрационных норм и правил, а также методических документов и инструкций, указанных в пункте 16 настоящих рекомендаций;

д) предусматривать в государственных контрактах на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия обязательное условие о приемке указанных работ и их полной оплате только при наличии предусмотренного пунктом 7 статьи 45 Федерального закона Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации акта приемки выполненных работ, подписанного органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ;

е) утвердить совместно с Российской академией наук в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Федерального закона Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации порядок передачи всех обнаруженных при проведении археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации;

ж) направить в соответствии с решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации 27 мая 2009 г. в установленном порядке Президенту Российской Федерации проект указа об установлении почетного звания Заслуженный реставратор Российской Федерации ;

з) направить в установленном порядке Президенту Российской Федерации проект указа о включении в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825, показателей, указанных в пункте 8 настоящей резолюции.

18. Участники Съезда рекомендуют Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия:

а) разработать и утвердить реставрационные нормы и правила;

б) разработать и утвердить методические документы и инструкции:

по выявлению и учету объектов культурного наследия;

по формированию и ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с учетом особенностей объектов археологического наследия;

по заполнению формы паспорта объекта культурного наследия;

по составу археологических работ, а также расценки на проведение археологических исследований;

по порядку составления и выдачи письменных разрешений и заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

по порядку приемки работ по сохранению объектов культурного наследия;

по порядку приемки и хранения отчетной документации и научных отчетов о выполненных работах по сохранению объектов культурного наследия, подлежащих сдаче в трехмесячный срок лицами, осуществлявшими научное руководство проведением указанных работ;

по организации и осуществлению мероприятий по контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по порядку проведения проверок и производства по делам об административных правонарушениях;

по порядку расходования субвенций, предоставляемых из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, в том числе развернутый перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет предоставленных субвенций;

в) разработать и представить в Министерство культуры Российской Федерации предложения о внесении необходимых изменений в Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 117, для последующего согласования указанных изменений и их внесения в Правительство Российской Федерации в установленном порядке;

г) подготовить совместно с Федеральной налоговой службой разъяснения по перечню и составу ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, особенно в части работ по реставрации, консервации и восстановлению произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектов науки и техники и иных предметов материальной культуры, связанных с объектами недвижимого имущества.

19. Участники Съезда рекомендуют органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) ускорить создание в системе региональных органов исполнительной власти специального уполномоченного органа, осуществляющего наряду с полномочиями субъекта Российской Федерации переданные полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения;

б) предусматривать выделение бюджетных средств, необходимых для разработки и последующего утверждения органами охраны объектов культурного наследия проектов актов об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения, а также памятников, находящихся в пользовании региональных организаций, режимов содержания и границ территорий указанных объектов;

в) предусматривать в государственных контрактах на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия обязательное условие о приемке указанных работ и их полной оплате только при наличии акта приемки выполненных работ, подписанного органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ.

20. Участники Съезда отмечают положительный опыт Министерства культуры Свердловской области по реализации региональной программы популяризации культурного наследия и рекомендуют его для использования органами охраны объектов культурного наследия.

21. Участники Съезда выражают всем лицам, активно участвовавшим в подготовке и проведении Съезда, благодарность за отличную организацию его работы.

22. Росохранкультуре определить место и время проведения
IX Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры с учетом предложений органов исполнительной власти Ульяновской, Kалининградской и Иркутской областей.

Артамонов Игорь Георгиевич. Официальный сайт врио главы администрации Липецкой области

Памятники архитектуры Липецкой области

Бессмертный полк России

Портал культурного наследия России

сайт администрации Липецкой области

Российское военно-историческое общество

Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ

сайт города Лебедянь