Версия для слабовидящих
 
Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области

Новости

28.12.2011

Иркутск

Иркутск

В начале ноября 2011 г. в Иркутске проходил X Всероссийский съезд органов охраны памятников, в работе которого приняли участие  представители Министерства культуры Российской Федерации, органов охраны объектов культурного наследия 67 субъектов Российской Федерации, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, специализированных научно-исследовательские, научно-проектных и производственных организаций. Одним из главных итогов работы съезда стало принятие резолюции. Которую мы и предлагаем вашему вниманию.

РЕЗОЛЮЦИЯ
X Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры

Участники X Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (далее - Съезд), отмечают, что за период, прошедший со времени проведения IX Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (г. Москва, декабрь 2010 г.), произошли следующие изменения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части передачи полномочий по выдаче разрешений на строительство, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия затрагиваются конструктивные н другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, органам охраны объектов культурного наследия;

принят Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", устанавливающий новый вид лицензионной деятельности - деятельность по сохранению объектов культурного наследия, перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий для указанного вида деятельности, а также возможность утверждения нормативным правовым актом перечня работ и услуг, составляющих указанный лицензионный вид деятельности;

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уточнен состав лиц, заявления которых являются основанием для проведения органами внеплановой проверки, в том числе органами охраны памятников истории и культуры;

Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 163-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)" ратифицирована Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная), подписанная в городе Валлетте 16 января 1992 г.;

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в подпункт 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение от налогообложения работ (услуг) по сохранению объектов культурного наследия, а также выявленных объектов культурного наследия;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 399 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации, в том числе связанные с реформированием системы федеральных органов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

Государственной Думой Российской Федерации рассмотрен в трех чтениях и 1 ноября 2011 г. принят проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающий подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

Федеральным законом от 23 февраля 2011 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» введено в правовое поле понятие «музей-заповедник» и определены организационные основы и цели его создания, задачи, а также права и разрешенные виды деятельности;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" уточнена компетенция органов охраны памятников истории и культуры по исполнению полномочий по утверждению предметов охраны объектов культурного наследия и границ территорий объектов культурного наследия федерального значения, а также определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения по перемещению памятников истории и культуры;

Министерством культуры Российской Федерации изданы приказы:

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 419 "О создании Технического совета по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации при Министерстве культуры Российской Федерации";

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2011 г. № 929
"О сметно-нормативной базе, применяемой при определении стоимости работ, проводимых на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954 «Об утверждении положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 1003 "О внесении изменений в Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы".

Вместе с тем, участники съезда отмечают необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе внесение необходимых изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", издания методических документов, а также совершенствования взаимодействия Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов с органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации.

Обсудив в ходе пленарных заседаний и круглых столов проблемные вопросы сферы государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, участники Съезда решили:

1. Считать необходимым скорейшее принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта Федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и одобрить представленную на съезде редакцию данного законопроекта, подготовленную Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре по состоянию на 1 ноября 2011 г. ко второму чтению.

2. Считать целесообразным подготовку изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающих введение механизма аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия.

3. Считать самостоятельный, не наделенный полномочиями, не связанными с государственной охраной, сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации наиболее оптимальной формой организации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны культурного наследия.

4. Одобрить практику проведения межрегиональных и межокружных совещаний-семинаров по актуальным вопросам охраны объектов культурного наследия.

5. Признать положительным опыт международного сотрудничества в области подготовки специалистов по охране культурного наследия.

6. Выразить обеспокоенность проблемой сохранения объектов археологического наследия при проведении работ по подготовке к затоплению лож водохранилищ и обратить внимание на необходимость финансирования заказчиком работ по строительству гидротехнических сооружений мероприятий по сохранению объектов археологического наследия и охранно-спасательных работ.

7. Считать целесообразной подготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих - специалистов государственных и муниципальных органов в области охраны и сохранения культурного наследия, а также по контролю и надзору в данной сфере деятельности.

8. Отметить необходимость разработки комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия - памятников деревянного зодчества.

9. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

обеспечить рассмотрение проекта Федерального закона № 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении в ноябре 2011 г. и принять указанный законопроект.

10. Рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

одобрить проект Федерального закона № 578287-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающий подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

одобрить, при его принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и внесении в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проект Федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

11. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции по охране археологического наследия (пересмотренной);

обеспечить разработку и реализацию комплекса организационных, правовых, финансовых и иных мер, направленных на сохранение объектов культурного наследия - памятников деревянного зодчества, а также на решение вопросов государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе вопросов подготовки документов для регистрации данных о памятниках истории и культуры в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проведения мониторинга состояния объектов культурного наследия, разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия;

принять меры к сохранению объектов археологического наследия при реализации инвестиционных и социально-экономических проектов строительства гидротехнических сооружений, учитывая невыполнение требований законодательства об объектах культурного наследия в части финансирования мероприятий по обеспечению сохранения объектов археологического наследия - проведения спасательных археологических полевых работ заказчиками на строительства гидротехнических сооружений, в том числе Богучанской, Зарамагской и Чебоксарской гидроэлектростанций;

внести в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в части включения в него положений, касающихся особенностей признания объекта культурного наследия аварийным, а также последствий такого признания, ввиду отсутствия правовой возможности сноса объекта культурного наследия;

обеспечить внесение изменений в типовую форму градостроительного плана земельного участка, предусматривающих исключение из формы градостроительного плана земельного участка регистрационного номера объекта культурного наследия с учетом необходимости отражения в нем информации обо всех объектах культурного наследия, в том числе выявленных объектах культурного наследия, а также данных об этих объектах, предусмотренных законодательством;

обеспечить разработку нормативного правового акта, направленного на упрощение процедуры включения в государственный кадастр объектов недвижимости данных о границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны с целью регистрации ограничений и обременений при использовании земельных участков в границах территории объекта культурного наследия и земельных участков, в границах которых располагается объект археологического наследия;

рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части наделения Российской Федерации правом за счет средств федерального бюджета принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также государственной охране объектов культурного наследия регионального значения.

12. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

обобщить и распространить опыт деятельности органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации по регенерации фрагментов исторической деревянной застройки исторических городов и населенных пунктов с сохранением объектов культурного наследия и объектов средовой застройки;

разработать порядок принятия решений по перемещению объектов культурного наследия, а также разработать методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для принятия таких решений;

разработать порядок изменения и уточнения пообъектного состава объектов культурного наследия;

разработать методические рекомендации по оплате проведения государственной историко-культурной экспертизы;

разработать методические рекомендации по установлению границ территории объектов культурного наследия, определению их предметов охраны, а также разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия;

разработать административные регламенты по исполнению полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, необходимые для исполнения соответствующих полномочий органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос об увеличении срока действия аттестации экспертов, уполномоченных на проведение государственной историко-культурной экспертизы;

разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Российской Федерации о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

регулярно обобщать и распространять судебную практику, связанную с рассмотрением дел в области государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия;

с учетом принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона №578287-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и опыта подготовки государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия в отдельных субъектах Российской Федерации разработать методические рекомендации по подготовке ежегодного государственного доклада Правительства Российской Федерации о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

определить формы взаимодействия Министерства культуры Российской Федерации с общественными организациями Российской Федерации, целью деятельности которых является охрана и сохранение объектов культурного наследия;

обратиться в ОАО «Российские железные дороги» с просьбой об оказании содействия в сохранении уникального объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Кругобайкальской железной дороги» и обеспечить его содержание и поддержание в эксплуатационном состоянии.

13. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

формировать и направлять необходимую информацию в Министерство культуры Российской Федерации с целью подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

обратить внимание на необходимость направления отчетности об исполнении переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в установленные сроки и с надлежащим качеством;

обратить внимание на необходимость согласования с Министерством культуры Российской Федерации всех решений о создании, реорганизации, ликвидации органа исполнительной власти, осуществляющего переданные полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утверждении его структуры и назначении его руководителя до принятия соответствующих решений высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

в рамках международного сотрудничества в сфере подготовки специалистов в области охраны объектов культурного наследия и реализации проекта «Россия - страна-партнер Лейпцигской выставки по реставрации памятников истории и культуры» в соответствии с соглашением, подписанным 29 сентября 2011 г. Министерством культуры Российской Федерации и мэрией г. Лейпцига, принять участие в 10 европейской выставке по реставрации памятников истории и культуры "DENKMAL-2012" в г. Лейпциге (Германия, ноябрь 2012 г.) с представлением информационных материалов об опыте проведения работ по сохранению объектов культурного наследия на территории субъекта Российской Федерации;

при планировании средств на решение проблем в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия внедрять программно-целевой метод бюджетного планирования, разрабатывая региональные целевые программы сохранения объектов культурного наследия, предусматривающие, в том числе, проведение мероприятий по инвентаризации объектов культурного наследия и мониторингу их состояния, подготовке документации для включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и регистрации в нем данных об объектах культурного наследия, разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.

14. Выразить благодарность Министерству культуры Российской Федерации и Правительству Иркутской области за хорошую организацию Съезда.

15. Согласиться с предложением о проведении XI Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры в сентябре 2012 г. в г. Ульяновске.

Резолюция принята 5 ноября 2011 г. в г. Иркутске единогласно

Артамонов Игорь Георгиевич. Официальный сайт врио главы администрации Липецкой области

Памятники архитектуры Липецкой области

Бессмертный полк России

Портал культурного наследия России

сайт администрации Липецкой области

Российское военно-историческое общество

Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ

сайт города Лебедянь