Версия для слабовидящих
 
Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области

Новости

13.02.2012

Провинциальные усадьбы

Провинциальные усадьбы

10 февраля 2012 г. издательство «Центр духовного возрождения Черноземного края» (г. Воронеж) в г. Липецке презентовал переработанное и дополненное  2-е издание книги «Русские провинциальные усадьбы XVIII- начала XX века».

Любое повествование о русской усадьбе, как правило, вызывает восхищение красотой и величием былого и щемящую душу горечь об утратах. По меткому слову Н. Врангеля «Не идеализируя излишне помещичью Россию, нельзя не отметить, что отметинами полуторавековой особой жизни, культуры, на современных картах являются помещичьи усадьбы». Отличительная особенность русской усадьбы - это единство бытовой,  хозяйственной и художественной составляющих.

Бурное развитие усадебной культуры начинается в конце XVIII столетия. Причиной тому явился Указ о вольности дворянства, предоставивший возможность дворянину отказаться от службы, покинуть столицу и удалиться к своему имению. Воспользовавшись правом личной свободы, для каждого владельца  устройство усадьбы стало поверкой знаний и вкуса. Для «правильной усадьбы» в конце XVIII в. характерны такие общие черты: размещаться должна в отдалении от села или деревни в живописном месте вблизи естественного водоема, в отсутствие естественного водоема устраивались искусственные; главный дом с обширным парадным двором, представленным парком на «французский манер» с клумбами и цветниками, должен  занимать центральное место в композиции усадьбы. Для состоятельных помещиков правилом предписывалось строить храмы, а так же школы для обучения деревенских ребят ремеслу и богадельни для престарелых или больных крепостных крестьян и дворовых.

Но разнообразие композиционного построения усадеб, особенности архитектуры зависели от личности владельцев. Наряду со стремлением следовать архитектурным правилам и строительной моде, каждый пытался на практике выразить свои представления об «идеальном устройстве бытия». Через выбор архитектурных форм выражается мировоззрение и художественное мироощущение устроителей. Стремление к художественности как в композиции усадьбы в целом, так и в отдельных ее строениях заставляли обращаться к примерам столичной и европейской архитектуры. И поэтому, в провинцию нередко приглашались самые «модные» архитекторы. Усадьба становилась транзитом столичной моды в провинцию.

Сельские дворянские усадьбы, являясь центрами хозяйственной жизни имений, во второй четверти XIX в. сталкиваются с серьезными трудностями. Становится понятно, что крепостной труд - барьер для повышения доходности хозяйства, подрывает его экономические основы. Некоторые помещики, наиболее просвещенные, в противовес беспрецедентному делению имений противопоставляют современные технологии и методы хозяйствования. На смену художественной выразительности, соразмерности композиции усадьбы, приходит целесообразность и экономическая выгода.

В художественном плане усадьбы этого времени стали более свободными и живописными, центр усадебного комплекса постепенно смещался от господского дома к наиболее яркому и выразительному природному объекту сельского ландшафта или пейзажного парка. В архитектуре усадебных строений формы поздней классики чудесным образом разбавляются элементами готики, барокко, византийского стиля, создавая запоминающиеся образы периода эклектики.

Постепенное разорение дворянства в последние десятилетия ХIХ - нач. ХХ вв.  отразилось на усадебном строительстве и отмечено массовым переходом его  в руки стремительно богатевшего купечества, а затем промышленников. 

Русская провинциальная усадьба - пример гармоничного сосуществования человека и природы, результата творческого выражения души и, уже только поэтому, это приют личного счастья каждого ее владельца. Творчество воплощается не только в создании архитектурных шедевров, но и в организации театров, в создании промысловых школ, в сборе музейных коллекций, в организации экспедиций для изучения «древностей». Усадьба становится домашней академией наук и художеств.

Обозначенный вектор развития, особенности усадебной культуры в книге «Русские провинциальные усадьбы XVIII- начала XX века» раскрывается на примере усадеб Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Тульской областей.

Липецкий край представлен плеядой незаурядных, впечатляющих своей композиционной художественностью усадеб, среди которых усадьба Муромцевых в с. Баловнево и усадьба Нечаевых в с. Полибино Данковского района, усадьба Стаховичей в с. Пальна-Михайловка Становлянского района, усадьба в с. Репец и в с. Скорняково Задонского района. Многие усадьбы практически утрачены и памятны именами своих владельцев, например, села Каменка-Бунино, Озерки, Бутырки, Огневка Становлянского района и другие на северо-западе Липецкой области связаны бунинской темой. Именем М.Ю. Лермонтова объединены усадьбы в с. Васильевском и в с. Кропотово Становлянского района. Имение «Лотарево» в с. Коробовка Грязинского района, усадьба Васильчиковых в с. Трубетчино Добровского района, имение Шишковых в Спешнево-Подлесном Данковского района служили примером образцовых помещичьих хозяйств. Рассказывая об этих и других усадьбах Липецкого края, авторы делятся самыми последними архивными находками, раскрывают их архитектурно-художественные достоинства, повествуют о гражданских подвигах и личных незаурядных способностях их устроителей.

Артамонов Игорь Георгиевич. Официальный сайт врио главы администрации Липецкой области

Памятники архитектуры Липецкой области

Бессмертный полк России

Портал культурного наследия России

сайт администрации Липецкой области

Российское военно-историческое общество

Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ

сайт города Лебедянь