Новости23.03.2016 Дом Емельянова22 марта 2016 г. произошло событие, которого с нетерпением ждали все без исключения защитники нашего культурного наследия. Ждали, но не очень-то и верили, что это произойдет. Но свершилось: Государственная дума РФ приняла во втором и третьем чтении одновременно законопроект о так называемых «защитных зонах» объектов культурного наследия, внесших важнейшие с точки зрения интересов памятников истории и культуры дополнения в наш профильный 73-ФЗ. Законопроект предусматривает установление для памятников и ансамблей, не обеспеченных в настоящее время утвержденными в установленном законом порядке зонами охраны, а таковых в России по разным оценкам около 85%, временных защитных зон, запрещающих в их границах любое новое строительство и даже реконструкцию уже существующих строений, связанные с изменением их габаритов. По общему правилу, границы защитных зон устанавливаются механическим образом: в населённых пунктах - 100 м от границы территории памятника и 150 м от границы территории ансамбля, вне населённых пунктов - соответственно 150 м и 250 м. Если же памятник или ансамбль не имеют в настоящее время утверждённой территории, то границы защитных зон должны быть отмерены от внешней стены памятника или от внешнего контура ансамбля: 200 м в населённых пунктах и 300 м - за их пределами. Границы защитных зон должны вноситься в государственный кадастр недвижимости в течение 15 рабочих дней с момента получения соответствующего извещения от органов охраны памятников. По оценке экспертов в сфере охраны объектов культурного наследия, защитные зоны ОKН с одной стороны, должны способствовать прекращению градостроительной вакханалии вблизи памятников, а с другой - стимулировать разработку и принятие регулярных зон охраны объектов культурного наследия. Отметим при этом, что защитные зоны не должны утверждаются отдельно для каждого памятника или ансамбля, а с вступлением закона в силу начнут действовать фактически в автоматическом режиме до тех пор, пока объект культурного наследия не получит разработанную в установленном порядке и утверждённую на основе государственной историко-культурной экспертизы «регулярную» зону охраны с регламентами и границами. Требования настоящего закона не имеют обратной силы, т.е. не будут распространяться на разрешения на строительство, выданные до его вступления в силу (через 180 дней после официального опубликования). Важно, что перед вторым чтением в Госдуме законопроект был дополнен весьма важной статьей: «Решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими». Этот позволит наконец абсолютно жёстко пресечь все разговоры на тему недействительности «устаревших» зон охраны, принятых в 1970-1980-х гг., «которые так любят заводить в регионах власти и отдельные эксперты» (http://hraniteli-nasledia.com/articles/zakonodatelstvo-rf/zashchitnye-zony-v-zakone/). Ну что ж, закон есть, дело за его выполнением! |