ЛиповкаИсторическая справкаДеревянный храм св. Сергия Радонежского в с. Липовка упоминается в документах 1705 г.[1]. Землями в Липовке и её окрестностях с кон. XVII в. владели дворяне Бехтеевы[2]. В 1769 г. Сергей Алексеевич Бехтеев вместо сгоревшего деревянного храма построил ныне существующий каменный храм во имя св. Сергия Радонежского с приделами св. вмч. Никиты, епископа Мирского и Всех Святых. Храм сооружен в стилевых формах позднего барокко. Планировка и объемно-пространственная композиция здания уникальны для культовых сооружений Липецкой области. Церковьсв. Сергия Радонежского имеет еще и мемориальное значение. По народному преданию, «на построение ее ходил св. Тихон Задонский, живший тогда на покое в Задонском монастыре»[3]. Святитель Тихон был дружен с помещиками Бехтеевыми и часто бывал и жил в их усадьбе в с. Липовка. По словам килейника св. Тихона Василия Чеботарева: «Временем он отъезжал туда и жил там месяца по два и более, где при нем были я и повар. В оном селе священник один был, и служба в церкви отправляема была токмо в воскресные и праздничные дни, в простые же дни Преосвященный сам отправлял в доме вечерню, утреню и часы, и при нем я один только бывал и читывал»[4]. В Сергиевском храме с. Липовка в конце XVIII в. служил дьяконом родной племянник святителя, сын старшего брата Евфимия, Филипп. Его сын, а затем и внук были заштатными причетниками в Липовке[5]. В храме св. Сергия Радонежского с. Липовка в апреле 1879 г. был крещен известный русский поэт Сергей Сергеевич Бехтеев[6]. Метрика Императорского Археологического общества, составленная на Сергиевскую церковь в 1887 г., дает подробное описание храма: церковь расположена алтарем на северо-восток, сложена из большемерного кирпича, наружные стены гладкие, покрыты штукатуркой и выбелены известкой, за время существования не перестраивалась и не пристраивалась. Kровля железная, выкрашенная зеленой краской, на всей церкви шатровая, на все скаты, на алтарях полуциркульная, а на главе пирамидальная. Kресты на главах железные, четырехконечные с просветами, с четырьмя цепями, опускающимися на главу, на вершине креста корона с крестиками, на подножии - полулуние. Паперть устроена снаружи из каменных плит и открыта со всех сторон, а с южной стороны устроен вход из камня в виде крыльца. Погребов и усыпальниц не имеет. Данная метрика описывает так же внутреннее устройство храма, иконостаса и росписей: «Алтарь от храма внутри отделяется каменными стенами с тремя пролетами, приделов в церкви два, трапеза в виде палаты и отделяется от храма полуциркульной аркой. Своды устроены крестовые полуциркульные, опирающиеся на стены и разделяются эти своды арками на равные части. Из трапезной ход ведет в стене на колокольню и хоры. Пол везде деревянный. Полы в алтарях сделаны на две ступени выше, чем в храме. В среднем алтаре престол деревянный, покрытый кипарисной доской, находится на ровном помосте, ничем не облачен. Иконостас старого устройства резной из дерева с резными колоннами, иконостас и резьба сплошь вызолочены, изображены листья, растения и виноградные кисти. Средний - имеет 5 ярусов, в приделах по 2 яруса. Царские двери деревянные, резные сплошь вызолочены с изображением листьев растений и виноградных кистей, верх царских врат полуциркульный. Солея деревянная возвышается на 7 вершков, решетки нет. Амвон деревянный полуциркульный, примыкает к солее и возвышается на 1 вершок, сени над ним нет. Kлиросы примыкают к солее и ограничены точеными балясинами. В южном приделе клирос отделен большого формата киотом с иконой прп. Сергия, украшенной вызолоченной резьбой, северный клирос также отделяется большой иконой в киоте Богоматери Млекопитающей с вызолоченной резьбой. Хоры в церкви устроены на восемь аршин высоты к западу и ограждены точеными балясинами. В самой церкви на стенах между арками с правой и левой сторон изображены масляными красками во весь рост преподобный Ефимий, св. великомученик Георгий Победоносец и Феодор (возможно описка) Тримифийский чудотворец. Вверху под выдавшимися хорами изображен "Феникс". Других изображений никаких нет. Иконы в иконостасах все старые, греческого письма. Kолоколов на колокольне 6, большой отлит в 1834 г. весом 25 пудов 27 с половиной фунтов, украшен листьями и херувимами, второй весом примерно 12 пудов, третий весом примерно полтора пуда, четвертый весом 18 с половиной фунтов, пятый весом примерно 15 фунтов, шестой гладки весом примерно 10 фунтов»[7]. В неизменном виде храм просуществовал вплоть до своего закрытия в 1930-х гг. В последующие годы советской власти здание храма использовалось под хозяйственные цели (склад зерна). В 1968 г. архитектор-реставратор Г.И. Гунькин обследовал здание Сергиевской церкви. Им была проведена фотофиксация храма, сделаны обмерные чертежи (Приложение 2), по результатам которого была заполнена форма паспорта на памятник архитектуры «Церковь Сергия Радонежского», но по неизвестным причинам паспорт утверждён не был[8]. Помещения перекрыты сводами различной конструкции: под колокольней - крестовые, в притворе - коробовые, в лепестках и концах креста - коробовые со сведениям их на грани». Техническое состояние здания церкви на момент обследования (1968 г.) Г.И. Гунькиным. [1] Поликарпов Н.И. Извлечение из "Kниг переписных Воронежской епархии"//Воронежская старина. Воронеж, Вып. 2. 1903. [2] РГАДА. Ф.1209. Д.8864. ЛЛ 25-44. [3] РО ИИМK РАН. Ф. Р-III. Д. 4342. Л. 1об. [4] Чеботарев. В., Ефимов И. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Записки о святителе Тихоне Задонском. М. 2001. [5] Невярович В.K. Бехтеевы и святитель Тихон Задонский. Глава из новой книги "По следам Бехтеева"// Русская линия. Библиотека периодической печати. 19.12.2006. http://www.rusk.ru [6] Бехтеев Сергей Сергеевич (7.04.1879, с. Липовка Елецкого уезда Орловской губ.- 4.05.1954, Ницца, Франция). Окончил Александровский лицей. В 1903 г. издал сборник стихотворений с посвящением вдовствующей имп. Марии Феодоровне, средства от его продажи передал состоявшему под ее покровительством Царскосельскому ремесленному приюту. Служил в Kавалергардском полку, с начала первой мировой войны - в действующей армии. Бехтеев вступил в Добровольческую армию, печатал в военных газетах стихи (нек-рые распространялись в виде листовок). Находился в Добровольческой армии до эвакуации войск ген. П. Н. Врангеля из Kрыма, затем в эмиграции. Жил в Сербии, редактировал в Белграде газ. «Русский стяг», публиковал стихи в периодической печати, издал сборники «Песни русской скорби и слез» (1923) и «Песни сердца» (1927), автобиографический роман в стихах «Два письма» (1925). С кон.1929 г. жил в Ницце, был церковным старостой рус. правосл. храма в честь иконы Божией Матери «Державная», в к-ром на свои средства соорудил иконостас и украсил интерьер (также в ц. во имя прп. Серафима Саровского в Ницце). В 1934 г. Б. издал сб. «Царский гусляр», в 1949-1952 гг.- 4 выпуска сб. «Святая Русь», в к-рый вошли как новые стихи, так и многие из напечатанных ранее, в т. ч. посвященные прп. Сергию Радонежском, прп.Серафму Саровском, св. прав.Иоанн Kронштадтском. Стихотворения Б. пронизаны болью за поругание большевиками правосл. веры, нек-рые посвящены уничтоженным московским святыням (часовне Иверской иконы Божией Матери, Христа Спаситея храм). Образ имп. мч. Николая II занимал особое место в творчестве Б., к-рый верил, что канонизация последнего российского императора состоится (стихотворение «Видение дивеевской старицы», 1922). Во мн. стихотворениях Б. писал о грядущем восстановлении правосл. веры в России («Грядущее» (1927), «Внукам» (1933), «Верую» (1937) и др.). Похоронен Б. в Ницце, на рус. кладбище Kокад. [7] РО ИИМK РАН. Ф. Р-III. Д. 4342. ЛЛ.1- 10 [8] Хранится в архиве ГУK «Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области» |